Имеющий уши - да услышит,
имеющий глаза - да увидит,
имеющий разум - да осознает.
Можно экономить на бытовой технике, на обуви и одежде, не гоняясь за модным и просто новым, но экономить на еде бывает порою просто опасно для здоровья, особенно это касается детей. И, конечно же, семьям с недостаточным уровнем доходов родителей (особенно это касается многодетных семей) тяжело покупать продукты в достаточном количестве и высоком качестве, обеспечивая детям через питание все элементы (белки, жиры, углеводы, витамины и энергию), необходимые для развития быстро растущего организма, обеспечения умственных процессов и т. д.
К сожалению, cложная геополитическая обстановка сказывается и на кошельках казахстанцев. Всем ещё памятны не столь давние события, когда резкий скачок цен на основные продукты питания вызвал ажиотажный спрос на сахар, крупы, муку. Поставки в магазины со складов шли по графику, но эти товары разбирались быстрее, чем заполнялись полки. Правительство отреагировало на мартовские ценовые потрясения спешно разработанным Минсельхозом Планом обеспечения продовольственной безопасности на 2022-2024 годы из 31 пункта.
Но план планом, а цены продолжают расти! Правительство, как водится, назначает ответственными за рост цен акиматы, тогда как последние практически не имеют инструментов влияния на ценообразование.
Но можно посмотреть на мировой опыт: как в других странах обеспечивают эту самую продовольственную безопасность? Удивительно, но никакой «невидимой руки рынка» здесь нет и в помине. Даже в самых «рыночных» странах имеет место быть жёсткое регулирование оборота продуктов питания – просто потому, что власть осознаёт свою ответственность перед гражданами.
У нас же в этом плане нет никакого системного подхода.
Да, для сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТП) предусмотрены льготы и субсидии. Но как они работают на практике? Фермер вырастил урожай и, как правило, продаёт его прямо «с поля», особенно это касается мелких и средних хозяйств. Причём нередко покупателями являются импортёры из России и других сопредельных государств. Получается, что наши налоги частично идут на субсидирование цен. Только не у нас, а у импортёров наших продуктов! Напрашивается резонный вопрос: что делать?
Мы полагаем, что государство первым делом должно сформировать целеполагание в сфере оборота продуктов питания и определиться с целями: сколько тех или иных продуктов нужно выращивать и какая на них должна быть индикативная цена. Ну, а далее нужно создавать цепочку: финансирование СХТП → страхование рисков неурожая → государственные закупки → хранение → товарные интервенции.
Что касается субсидий, то они должны предоставляться по схеме «Льготы в обмен на обязательства». То есть, получил фермер субсидии на закуп крупного рогатого скота или покупку техники – будь любезен, продай часть урожая государству по фиксированной цене.
Далее государство может хранить урожай на собственных складах или арендовать их у бизнеса. При этом возможна такая же схема «Льготы в обмен на обязательства». То есть, бизнес получает какие-то преференции, но цена за хранение будет минимальной.
И вот, если такой государственный подход к обороту продуктов питания возобладает, тогда и появится необходимость в создании сети оптово-распределительных центров. О чём инициаторы Global City говорили с самого начала.
Продолжение следует...