Торговля – двигатель прогресса!
История Global City началась с того, что карагандинский бизнесмен Анвар Абзалетдинович Осин, ознакомившись в 2010 году с китайским городом Иу (Yiwu), называемом многими самым большим в мире городом-рынком, настолько вдохновился увиденным, что загорелся сделать что-то подобное в своём родном городе.
Насколько это получилось у него и собранной им уникальной команды специалистов самого разного профиля (архитекторы и строители, инженеры и железнодорожники, финансисты и экономисты, маркетологи и таможенники… – список можно продолжать и продолжать!), покажет время, завершить же цикл очерков о красавце Global City хочется обращением к другому опыту нашего восточного соседа…
14 марта 2013 года 7-м по счёту председателем Китайской Народной Республики стал 59-летний Си Цзиньпин. А в сентябре того же года во время визита в Казахстан новый китайский лидер впервые высказал идею возрождения Великого Шёлкового пути, подразумевая создание транспортных коридоров между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (и прежде всего Китаем!) и Западной Европой – как одним из главных потребителей производимой в странах АТР продукции. Предполагалось также сформировать вдоль указанных транспортных коридоров соответствующую инфраструктуру, отчего идея получила название «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП).
Проходит месяц, и на очередном саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества Си Цзиньпин развивает свою идею, предложив «Морской Шёлковый путь XXI века», призванный состыковать сухопутную транспортную сеть южных провинций Китая и стран Юго-Восточной Азии с основными портами региона.
Отсылка к древности отнюдь не случайна: маршруты ЭПШП во многом повторяют древние караванные пути, ведущие из Сианя (этот город называли «золотой пряжкой на расписном поясе Шёлкового пути) через Среднюю Азию в Европу, так же, как и «Морской Шёлковый путь XXI века» обращается к событиям XV-XVI веков, когда развитие мореплавания сделало более выгодной доставку товаров по морю.
Когда же выдвинутые председателем Си Цзиньпином идеи были объединены в общий проект «Один пояс, один путь» (по-китайски – «Идай, илу»), стало ясно, что он является важной частью борьбы Китая за новый мировой экономический и финансовый порядок.
Как бы то ни было, но Казахстану, не имеющему прямого выхода к морю, но раскинувшемуся прямо посредине сухопутной части нового Шёлкового пути, сам бог велел воспользоваться этим обстоятельством! А для реализации возможностей, предоставленных сложившейся благоприятной конъюнктурой, Казахстану необходимо адаптировать своих крупнейших игроков и их бизнес-модели к инициативе «Один пояс, один путь», сосредоточив особое внимание на международном транзите и клиентах.
И здесь нужно обратиться к опыту другой стремительно растущей экономики. Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) являются успешным примером реализации возможностей и следующих за ней выгод за счёт создания так называемых особых или свободных экономических зон (Special Economic Zone, ОЭЗ, СЭЗ), коих в ОАЭ около полусотни. Эта модель привлекла больше торговой активности и прямых иностранных инвестиций, чем любая другая подобная программа в мире. Теперь опыт ОАЭ перенимают другие страны. Присмотримся к нему и мы…
Главной особенностью ОЭЗ внутри отдельных государств является предоставление налоговых и таможенных льгот для местных и/или иностранных предпринимателей, отсюда ещё одно определение особой экономической зоны (ОЭЗ) как зоны свободной, беспошлинной, торговли (ЗСТ, Free Trade Zone). Это означает, что на территории ЗСТ предлагаются складские и распределительные помещения для торговых, перевалочных и реэкспортных операций без вмешательства таможенных органов.
Мировой опыт показывает, что в плюсе от этого оказывается и государство, и бизнес. Ведь какая основная цель создания ЗСТ? Стимулирование импорта и экспорта товаров, развитие внутренней торговли, расширение и активизация транзитных сообщений, и как результат – решение социально-экономических проблем отдельных регионов государства.
А что дают ЗСТ инвесторам? Они выгодны им по целому ряду причин: тут и экономия на логистике – благодаря приближению производств к потребителям, устранение административных преград и минимизация таможенных отчислений, возможность использовать развитую инфраструктуру и доступ к дешёвой рабочей силе, и т. д. и т. п.
Так почему бы не попробовать применить опыт ОАЭ у нас? А в качестве пилотного проекта на базе торгово-складского комплекса Global City создать зону свободной торговли и дать, тем самым, старт инновациям в сфере торговли и логистики. Это и будет переход от слов к реальному делу.
Global City – лучшие решения торговли и логистики!