Большому кораблю – семь футов под килем!

По мере того, как стройными рядами поднимались ввысь стены складских терминалов Global City, всё сложнее было отвечать самим себе на короткий, но непростой вопрос: а где же те люди, для которых возведен уникальный комплекс? Ведь без наполнения бизнесом любая инфраструктура – это просто аккуратно и определённым образом сложенные кирпичи или сеть высокоскоростных магистралей, по которым никто не ездит.

Римскому философу-стоику и государственному деятелю начала нашей эры Луцию Аннею Сенеке приписывается афоризм «Для корабля, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Напомним, что в те времена (а на дворе стоял 2019 год), в информационном поле стоял стон: фермер хочет торговать сам, но ему негде это делать, – и из-за этого такие высокие цены на укроп и петрушку.

В июне того же года менеджмент ТОО «Торговый Дом «Global City.KZ», проанализировав ситуацию, пришёл к выводу, что без вовлечения государства в качестве регулятора оборота продуктов питания программе практически готового к запуску Оптово-распределительного центра (ОРЦ) «взлететь» будет крайне сложно. Для государственных органов была подготовлена аналитическая записка, в которой на примере Global City кратко, но ёмко описывались главные проблемы и сложности, с которыми столкнутся будущие реализаторы проектов ОРЦ.

А проблем тут хватало! Это и отсутствие расширенного доступа к преференциям, допускающим льготы по корпоративному подоходному налогу (КПН), земельному налогу и налогу на имущество, а также инвестиционным субсидиям. Это и получение доступа к коммунальным услугам по льготным ценам, учитывая, к примеру, насколько энергозатратно содержание климатических складов и фрукто- и овощехранилищ. Это и отсутствие (или слабое развитие) внутрирегиональных, межрегиональных и межгосударственных коммуникаций, что крайне важно для формирования деловых связей между ОРЦ и субъектами рынка – сельхозпроизводителями, предприятиями холодовой цепи, экспортёрами и импортёрами. Без решения всех этих вопросов говорить о каком-то снижении цен на аграрную продукцию смысла не имеет.

Другой неприятный момент, неожиданно выяснившийся в результате несложных маркетинговых исследований – это то, что фермеры не хотят торговать самостоятельно! За редким исключением, их задача – продать урожай прямо с поля, рассчитаться с долгами и ждать следующей весны.

Учитывая сложившиеся реалии создатели Global City. в оперативном порядке приняли решение переформатировать бизнес-модель и внести коррективы в стратегию.

А ведь к этому времени уже был построен центр фермерской торговли, в котором впервые в Казахстане была применена технология преднапряжения канатной арматуры, чтобы по 2-му этажу здания могли ездить груженые кары. Плюс были закуплены холодильные витрины с подведением магистрали «центрального холода».

И выход нашелся!

Ведь торговые площади можно сдавать в аренду тем, кто не имеет прямого отношения к производству сельхозпродукции. Так якорным клиентами торжественно открывшегося 4 июля 2020 года Global City, переформатированного на ходу из ОРЦ в ТСК (торгово-складской комплекс), стали крупные игроки сегмента FMCG типа Magnum.

Была мысль самим заняться приобретением фермерской продукции непосредственно у производителей с последующим хранением, предпродажной подготовкой и самой продажей. Но в итоге от нее пришлось отказаться – все-таки это совершенно другой бизнес, требующих иных компетенций, создания новой команды специалистов и больших финансовых «вливаний».

Продолжение следует...